Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, развитие физических и духовных способностей человека и эффективное использование их в жизнедеятельности носит название:
а) спортивной культуры;
б) физической культуры;
в) профессионально-прикладной физической культуры;
г) оздоровительной физической культуры.
2. Физическая культура личности — это:
а) процесс формирования позитивных физических и психических качеств, социальная организация, направленная на всестороннее физическое совершенствование личности;
б) органическая совокупность средств и методов педагогической деятельности в вузе, обеспечивающая формирование личности будущего специалиста;
в) образованность, физический статус и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни;
г) естественные формы проявления двигательной активности человека в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т. д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность.
3. Под качеством личности, системообразующим фактором процесса физического воспитания, который обобщает профессиональную культуру будущего специалиста и самосовершенствование личности, понимается физическая культура:
а) студента;
б) рабочего или служащего;
в) школьника;
г) военнослужащего.
4. Значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности, — это:
а) формы физической культуры;
б) средства физической культуры;
в) методы физической культуры;
г) ценности физической культуры.
5. Социально-педагогический процесс, направленный на укрепление и повышение здоровья, формирование специальных знаний, умений и навыков, а также развитие физических способностей, называется:
а) физическим воспитанием;
б) физической подготовкой;
в) физическим развитием;
г) физическим самосовершенствованием.
6. Понятие «спорт» определяется как:
а) процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей;
б) игровая, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, направленная на достижение наивысших результатов;
в) высшая степень гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовленности;
г) удовлетворение потребностей в двигательной активности с использованием средств физической культуры для активного досуга.
7. Основной целью массового спорта является:
а) достижение максимально возможных результатов на соревнованиях;
б) получение финансовой прибыли, успешная реализация спортивных бизнес-проектов;
в) укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижение физического совершенства;
г) совершенствование двигательной деятельности, направленной на повышение спортивного мастерства.
8. Под термином «физкультурное образование» понимается:
а) социальная организация, направленная на всестороннее физическое совершенствование людей;
б) высокий уровень развития физических способностей человека;
в) естественная и социально организованная двигательная Деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие;
г) социально-педагогический процесс и результат формирования физической культуры личности.
9. Оптимальный уровень физкультурной грамотности, способствующий посредством творческой деятельности осознанному принятию личностью ценностей физической культуры, — это:
а) профессионально-прикладная физическая подготовка;
б) физическое самосовершенствование;
в) непрофессиональное физкультурное образование;
г) физическая культура личности.
10. Физическая реабилитация — это:
а) восстановление частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека с помощью физических упражнений;
б) игровая, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, направленная на достижение наивысших спортивных результатов;
и) процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе;
г) овладение знаниями для изучения резервных возможностей организма человека в процессе его двигательной деятельности.
11. Под термином «физическая рекреация» понимается:
а) осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений;
б) способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками;
в) краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося физической культурой и спортом;
г) активная соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.
12. Физическое развитие — это:
а) овладение системой знаний, умений и навыков в области физической культуры;
б) результат физической подготовки, определяемой уровнем достижений в специальных упражнениях-тестах;
в) процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе;
г) высокий уровень индивидуального и гармоничного развития физических способностей человека.
13. Под физической подготовкой понимается:
а) процесс развития физических качеств, направленный на подготовку человека к жизнедеятельности;
б) оптимальная форма физического совершенствования человека посредством тренировки и соревнований;
в) осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений;
г) собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.
14. Физическая подготовленность — это результат:
а) процесса приспособления организма к меняющимся условиям среды;
б) физической подготовки, определяющий уровень развития физических способностей человека;
в) процесса направленного использования физической культуры и спорта для отдыха, развлечения, получения удовольствия;
г) процесса формирования профессионально-прикладных умений и навыков.
15. Понятие «физическое совершенство» означает:
а) изменение и становление морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни;
б) уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков;
в) высшую степень гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовленности;
г) результат специализированного процесса, содействующего успеху в профессиональной деятельности.
16. Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки будущего специалиста к его профессиональной деятельности — это:
а) профессиональный спорт;
б) профессионально-прикладная физическая подготовка;
в) производственная физическая культура;
г) профессионально-личностная физическая подготовка.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите компоненты физической культуры личности (по И, И. Новикову).
2. Соотнесите термины, относящиеся к теории физической культуры, и их определения (поставьте соответствующую цифру в квадрат в первой колонке таблицы):
3. Заполните таблицу:
4. Назовите и охарактеризуйте три группы, в которые объединяют специфические функции физической культуры по признакам взаимодействия в реализации потребностей человека.
5. Заполните таблицу:
6. Дайте определение следующим терминам:
а) физическое воспитание в вузе;
б) физкультурная деятельность;
в) профессиональная направленность физического воспитания.
Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Основной формой физической культуры в вузе являются:
а) физические упражнения в режиме учебного дня студентов;
б) учебные занятия и консультации;
в) занятия в спортивных секциях (по выбору студента);
г) специализированные занятия и физкультурно-спортивные мероприятия.
2. К соответствии с медицинским заключением, анализом психофизических здоровья студенты распределяются:
а) в спортивную, физкультурную и оздоровительную группы;
б) основную, подготовительную и спортивную группы;
в) основную, подготовительную и специальную медицинскую группы и группу лечебной физической культуры;
г) учебную, учебно-подготовительную, учебно-оздоровительную и учебно-спортивную группы.
3. Студенты, имеющие высокий и средний уровень физического и функционального состояния организма, по решению кафедры физического воспитания и спорта распределяются в отделения:
а) спортивное;
б) подготовительное;
в) основное;
г) специальное.
4. Студенты, имеющие низкий уровень физического состояния, распределяются в учебные отделения:
а) специальное;
б) основное;
в) подготовительное;
г) спортивное.
5. Для студентов, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья и некоторые ограничения в занятиях физическими упражнениями, предназначено:
а) подготовительное отделение;
б) отделение лечебной физической культуры;
в) специальное отделение;
г) основное отделение.
6. Студенты основной медицинской группы, имеющие хорошую физическую подготовленность (как общую, так и применительно к конкретному виду спорта, специальную), занимаются:
а) в подготовительном отделении;
б) секциях по линии спортивного клуба;
в) специальном отделении;
г) спортивном отделении.
7. Учебные занятия по физическому воспитанию студентов планируются и проводятся:
а) только на первом курсе;
б) на первом и втором курсах;
в) на всех курсах;
г) на всех курсах, кроме выпускного.
8. В конце каждого семестра студенты сдают зачет но следующим разделам учебной программы по физической культуре:
а) теоретическому и практическому;
б) практическому и методическому;
в) методическому и теоретическому;
г) методическому, теоретическому и практическому.
9. К контрольному тестированию физической подготовленности допускаются студенты, имеющие соответствующую физическую подготовку и посетившие:
а) не менее 75 % учебных занятий;
б) не менее 50 % учебных занятий;
в) не менее 25 % учебных занятий;
г) не менее 15 % учебных занятий.
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите виды
а) учебных занятий по физической культуре;
б) внеучебных занятий по физической культуре;
2. Перечислите основные параметры организации учебных отделений по физическому воспитанию в вузе.
3. Назовите главные направления педагогического процесса по физическому воспитанию в основном учебном отделении.
4. Перечислите основные направления педагогического процесса по физическому воспитанию в подготовительном учебном отделении.
5. Назовите основные направления педагогического процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении.
6. Перечислите основные направления педагогического процесса по физическому воспитанию в спортивном отделении.
7. Соотнесите названия разделов учебной программы по физической культуре для студентов вузов и их характеристику (поставьте соответствующую цифру в квадрат в первой колонке таблицы):
8. Перечислите обязательные условия допуска студентов к выполнению зачетных нормативов.
9. Назовите нормативные требования по физическому воспитанию для студентов, занимающихся в группах лечебной физической культуры.
Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Согласно существующим правовым документам «Физическая культура» является учебной дисциплиной:
а) обязательной для изучения во всех учебных заведениях Республики Беларусь;
б) обязательной для изучения учащимися, которые планируют получить профессию в сфере физической культуры и спорта;
в) изучение которой осуществляется по желанию учащихся, студентов (на основании письменного заявления);
г) изучение которой обязательно для учащихся, студентов, повышающих спортивное мастерство.
2. Целью физического воспитания в высшем учебном заведении является:
а) формирование физической культуры личности;
б) развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;
в) содействие подготовке будущих специалистов;
г) формирование физкультурных знаний.
3. Основными задачами физической культуры являются:
а) физическая подготовка и контроль над уровнем развития физических качеств;
б) оздоровительная, образовательная и воспитательная;
в) формирование специальных знаний, умений и навыков;
г) формирование потребностей и мотивов к физкультурно-спортивной деятельности.
4 Решение общепедагогических задач физического воспитания Главным образом направлено:
а) на достижение оптимального уровня физической подготовленности;
б) достижение высокого уровня физкультурных знаний;
в) повышение уровня психофизического здоровья;
г) подготовку студента к реальным условиям жизни.
5. Учебные программы для высших учебных заведений Республики Беларусь определяют требования:
а) к необходимому уровню спортивной подготовленности, спортивного мастерства студентов;
б) уровню непрофессионального физкультурного образования студентов;
в) уровню психофизического здоровья студентов;
г) уровню владения физкультурными знаниями.
6. Общие положения разрабатываемых в нашей стране программ по физическому воспитанию студентов основываются:
а) на принципах теории и методики физического воспитания;
б)положениях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
в) положениях инструкций, определяющих работу кафедр физического воспитания и спорта вузов;
г) требованиях Единой спортивной классификации.
7. Правовые основы физической культуры и спорта в Республике Беларусь отражены:
а) в учебной программе по физической культуре;
б) Законе Республики Беларусь о физической культуре и спорте;
в) Единой спортивной классификации;
г) директивных документах по организации работы кафедр физического воспитания и спорта.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи физического воспитания.
2. Заполните таблицу:
3. Расположите в хронологическом порядке этапы становления физического воспитания студентов, руководствуясь их характеристикой (в квадратах первого столбца таблицы поставьте соответственно цифры 1, 2 и 3):
4. Перечислите, на каких концептуальных позициях основывается содержание учебных программ.
5. Дайте краткую характеристику содержания учебного материала на физической культуре для студентов основного отделения.
6. Раскройте основное содержание учебного материала по физической культуре для студентов специального отделения и назовите его особенности.
7. Назовите организационно-методические предпосылки и особенности содержания учебного материала для студентов спортивного отделении
8. Установите соответствие между названиями методических аспектов физического воспитания студентов и их характеристикой (поставьте соотвствующую цифру в квадрате первой колонки таблицы):
9. Заполните таблицу. Дайте характеристику названиям критериев для оценки успеваемости студентов по физическому воспитанию на уровне программных требований:
Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Основным средством физического воспитания являются:
а) тренажеры, спортивные снаряды, спортивный инвентарь;
6) физические упражнения;
в) гигиенические факторы;
г) естественные оздоровительные силы природы.
2. Видами двигательных действий (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, называют:
а) физическую подготовку;
б) физическую реабилитацию;
в) физические качества;
г) физические упражнения.
3. Для создания оптимальных условий проведения занятий по физической культуре а также для повышения устойчивости организма к охлаждению перегреванию, солнечной радиации используются:
а) врачебный контроль и самоконтроль;
б) специальные физические упражнения;
в) нетрадиционные оздоровительные силы природы;
г) нетрадиционные физические упражнения.
4. Совокупностью специфических способов и приемов педагогической работы позволяющих организовать деятельность занимающихся, направленную на освоение ими двигательных умений и навыков, развитие физических и личностных качеств, называют:
а) методы физического воспитания;
б) средства физического воспитания;
в) принципы физического воспитания;
г) системы физических упражнений
5. Основной задачей общепедагогических методов физического воспитания является:
а) формирование физкультурных знаний;
б) формирование личностных качеств;
в) профессионально-прикладная физическая подготовка;
г) совершенствование физических качеств.
6. Общепедагогическим методом, который служит для постановки проблемы, планирования, поиска путей совершенствования деятельности, усвоения творческого опыта, овладения элементами научного познания физической культуры, является:
а) исследовательский;
б) наглядный;
в) описательный;
г) словесный.
7. К специфическим методам физического воспитания относятся:
а) репродуктивные (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога, программирование модельной характеристики и т. д.);
б) объяснительно-иллюстративные (передача информации, теоретическое доказательство обсуждаемого вопроса, способ передачи обобщенного опыта);
в) игровые, соревновательные и методы строго регламентированного упражнения;
г) методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений и тестов.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите наиболее типичные эффекты, происходящие в организме под влиянием физических упражнений.
2. Заполните таблицу:
3. Заполните таблицу:
Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Повышению образовательного аспекта обучения, воспитанию целеустремленности, инициативности, самостоятельности и творческому поиску способствует соблюдение принципа:
а) наглядности;
б) доступности и индивидуализации;
в) сознательности и активности;
г) систематичности.
2. Оказывает содействие адекватному разучиванию двигательных действий, выполнению заданий и ускорению формирования двигательных умений и навыков, направленному влиянию на функции сенсорных систем задействованных в физическом упражнении, принцип:
а) наглядности;
б) научности;
в) непрерывности;
г) цикличности.
3. Отражает необходимость учета возрастных, половых и других индивидуальных характеристик и особенностей студентов на основе интегральной оценки основных параметров организма принцип:
а) систематичности;
б) наглядности;
в) сознательности и активности;
г) доступности и индивидуализации.
4. Способствует закономерной взаимосвязи различных узловых механизмов формирования физической культуры студента принцип:
а) систематичности;
б) адаптации физических нагрузок;
в) наглядности;
г) цикличности.
5. Закономерность построения системы занятий физическими упражнениями и сохранение преемственности эффективности занятий обеспечивает принцип:
а) непрерывности;
б) адаптации физических нагрузок;
в) возрастной адекватности педагогических воздействий;
г) наглядности.
6. Повышение требований и усложнение заданий занимающимся за счет увеличения объема, интенсивности нагрузок и роста показателей функциональных систем организма обеспечивает принцип:
а) доступности и индивидуализации;
б) прогрессирования тренирующих воздействий;
в) непрерывности;
г) возрастной адекватности педагогических воздействий.
7. Сбалансированности физической нагрузки, которая не вызывает признаков переутомления и способствует поддержанию гомеостаза при изменяющихся условиях существования, способствует соблюдение принципа:
а) доступности и индивидуализации;
б) прогрессирования тренирующих воздействий;
в) адаптации физических нагрузок;
г) сознательности и активности.
8. На структурном содержании учебно-воспитательного процесса, в повторяющихся сериях занятий и их чередованиях в виде замкнутого круговорота, основан принцип:
а) прогрессирования тренирующих воздействий;
б) непрерывности;
в) систематичности;
г) цикличности.
9. Обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с онтогенезом принцип:
а) возрастной адекватности педагогического воздействия;
б) доступности и индивидуализации;
в) непрерывности;
г) цикличности.
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите основные положения теории и методики физической культуры, которые концептуально раскрывают узловые компоненты обучении в физическом воспитании.
2. Назовите факторы, которые необходимо учитывать при комплек-сной реализации принципа наглядности.
3. Перечислите условия, обеспечивающие фактор положительного переноса двигательных умений и навыков в системе занятий физической культурой и спортом.
4. Укажите четыре основных положения, логически вытекающих из принципа адаптации к физическим нагрузкам.
5. Заполните таблицу:
6. Продолжите цитату: "Главное назначение принципа цикличности, по мнению Л. П. Матвеева (1991), заключается в том, что_________________________________________
____________________________________________________________________________"
Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это:
а) физическая подготовка специалистов-профессионалов для отраслей физической культуры и спорта;
б) подготовка спортсменов-профессионалов, направленная на формирование теоретического и тактического мышления;
в) избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности;
г) учебная дисциплина в вузе, направленная на подготовку студента к будущей профессии.
2. Целью ППФП является:
а) формирование физической культуры личности будущего специалиста-профессионала;
б) психофизическая готовность и профессиональная физическая пригодность к успешной деятельности;
в) формирование знаний, освоение прикладных умений и навыков по определенной профессии;
г) содействие физическому совершенствованию спортсменов-профессионалов.
3. Под способностями человека, которые в определенный момент включаются в процессы жизнедеятельности для эффективного выполнения поставленных задач в любых изменяющихся условиях, понимают:
а) психофизические способности;
б) прикладные физические качества;
в) прикладные психические качества;
г) профессионально-личностные качества.
4. Основными структурными компонентами ППФП являются:
а) формы (виды), условия и характер труда, режим труда и отдыха;
б) прикладные (приоритетные для специальной физической подготовленности) виды спорта;
в) вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный процесс по разделу ППФП;
г) факультативные занятия, физкультурно-спортивные праздники, физкультминутки и физкультпаузы.
5. ППФП проводится:
а) в спортивном учебном отделении;
б) основном и спортивном учебных отделениях;
в) основном, спортивном и специальном учебных отделениях;
г) специальном учебном отделении.
6. Под профессиональной физической пригодностью студента понимаются:
а) результат целенаправленной физической подготовки, соответствующий определенным требованиям к профессии, физкультуре на данном этапе развития общества;
б) процесс и результат физкультурного образования, отражающие высокую степень развития индивидуальных физических способностей;
в) целенаправленная активная деятельность человека в природной среде, обеспеченная естественными формами проявления двигательной активности: ходьбой, передвижением на лыжах, плаванием, метанием и т. д.;
г) системообразующий фактор процесса физического воспитания который обобщает профессиональную культуру будущего специалиста и самосовершенствование личности.
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите задачи ППФП.
2. Назовите группы средств ППФП.
3. Назовите личностные и социальные характеристики, способствующие эффективности профессиональной деятельности и позволяющие оценивать качество профессиональной физической пригодности специалиста.
4. Заполните таблицу:
5. Заполните таблицу:
6. Заполните таблицу:
7. Заполните таблицу:
8. Раскройте смысл и содержание цитаты. Впишите недостающие слова и фразы:
В. П. Лукьяненко пишет (2003): "Недооценка роли физической культуры уже привела к большому количеству негативных факторов, главными из которых являются (...). Исправить положение можно, лишь изменив (...). А этого, в свою очередь, можно добиться только путем всемерного повышения (...)".